в начало

предыдущая танка Колесо Сансары (санскр. Бхавачакра) следующая танка

Колесо Сансары

 

2010-2011

90 x 70 cm.,
в окладе 196 х 110,5 см

полотно, минеральные краски, золото, парча, шелк

Собственность А.А. Маркова (г. Москва)

Колесо Сансары (санскр. Бхавачакра)
(тиб. srid pa'i 'khor lo)

Легенда повествует, что впервые эта композиция была изображена еще при жизни Будды Шакьямуни. Ее возникновение традиция связывает с именем одного из ближайших учеников Будды Маудгальяны.
Однажды Маудгальяна обратился к Будде с вопросом, в каком из шести миров получили новое рождение его умершие родители. Будда предложил ему самому это узнать, для чего нужно отправиться на Гору Грифов и погрузиться в созерцание. Он так и сделал и увидел, что отец его возродился на небесах, в мире небожителей, а мать — в аду. Маудгальяна, благодаря своей магической силе, поднялся на небеса и повидал отца, а потом отправился в ад, чтобы увидеть свою мать и попытаться облегчить ее страдания. После многочисленных приключений, Маудгальяна, наконец, увидел свою мать. Когда дело спасения матери было закончено, он явился к Будде и рассказал всем его ученикам и последователям обо всём, чему стал свидетелем, побывав в шести мирах сансары.
Будда, желая сохранить этот рассказ в назидание верующим всех времен и народов, приказал ему изобразить всё увиденное на пятистороннем цилиндре. Его установили так, чтобы всякий приходящий к Будде мог рассматривать рисунки Колеса Сансары. Для пояснений изображенного возле цилиндра постоянно находился один из учеников Будды, слышавший рассказ Маудгальяны.

Верующие, разглядывая это изображение, знакомились с изначальными, самыми важными положениями буддийской философии. Художникам, создававшим бхавачакру, приходилось абстрактные по своей сущности понятия переводить на язык зримых образов, наделяя их убедительностью жизненных реалий. Ее суть — наглядное представление о причинно-следственной связи желаний, постоянно преследующих человека, ведущих его по кругу бесконечных рождений. Эта композиция демонстрировала, как жизнь каждого отдельного человека оказывалась включенной во всеобщий миропорядок, в структуру всей мировой общности. Ламы использовали бхавачакру в проповедях, разъясняя, к каким последствиям ведут хорошие и плохие поступки людей.
Увеличить изображение
Назад в галерею

Copyright © 2011, Н. Дудко
в начало | галерея | история | фото | магазин | контакт
english version