в начало

предыдущая танка РИГСУМ-ГОНПОМанджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани следующая танка

 

увеличить изображение

2004

62x48,5 cm.,

полотно, минеральные краски, золото
Выполнено по заказу А.Ц. Идамжапова,
г. Улан-Удэ, Бурятия

РИГСУМ-ГОНПО
Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани

Манжушри — Бодхисаттва Великой Мудрости, является символом Ума всех Будд. Для спасения живых существ он проявляется в пяти мирных и гневных формах. В своей правой руке Манжушри держит меч Мудрости, рассекающий неведение, а в левой — стебель лотоса, на котором покоится Праджняпарамита Сутра — Сутра Запредельной Мудрости. В древних манускриптах описывается резиденция Манжушри, которая находится на пяти вершинах Утай-Шаня, к северо-западу от Пекина. С древних времен тысячи буддистов совершали паломничества к подножию этих вершин. Считается, что верующий, поклоняющийся Манжушри, обретает глубокий ум, хорошую память и красноречие.

В нижнем левом углу танка изображен Авалокитешвара — воплощение бесконечного сострадания всех Будд. Его первые две руки сложены вместе у сердца в жесте, умоляющем всех Будд и Бодхисаттв о заботе и покровительстве всех живых существ и защите их от страдания. В них он держат Драгоценность Исполняющую Желания — символ Бодхичитты. В своей другой правой руке Авалокитешвара держит четки, сделанные из кристалла и символизирующие его способность освободить всех существ от Сансары через практику начитывания шестисложной мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. В своей левой руке он держит стебель синего лотоса утпала, символизирующего его безупречную и сострадательную мотивацию. Полностью расцветший цветок утпала и два бутона показывают, что сострадательная мудрость Авалокитешвары пронизывает прошлое, настоящее и будущее. На левое плечо Авалокитешвары наброшена шкура дикого оленя, представляющая добрый и нежный характер сострадательного Бодхисаттвы и его способность подчинить заблуждения.

Подобно изображениям, мантра работает на нескольких различных уровнях одновременно. На внешнем уровне энергия возникает из самих звуков мантры. Являясь результатом глубокого опыта Просветленных, эти «слова могущества» наполнены глубоким вдохновением и благословением. Начитывание мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ с сильной верой дает необычный эффект в отбрасывании отрицательных сил, тянущих нас вниз, в бездну шести измерений Сансары. Слог ОМ, появляющийся в начале почти каждой мантры, является символом одного из трех элементов нашего бытия — тела, речи и ума. МАНИ буквально означает «драгоценный камень» и обозначает сострадательный метод Просветленных; так же как знаменитая Драгоценность Исполняющая Желания (Чинтамани) приносит удовлетворение наших желаний в обладании богатством, сострадание выполняет желание всех живых существ убрать страдания. ПАДМЕ происходит от Санскритского слова «падма» и означает «лотос». В данном случае это символизирует мудрость окончательной действительности; так же как лотос незапятнан грязью, из которой он растет, мудрость незапятнанна всеми концепциями двойственного ума. Наконец, слог ХУМ является одним из пяти элементов, представляющих пять семейств Будд, в которых наши обычные умственные и физические совокупности (скр. Скандха) преобразованы, когда достигнуто полное просветление.

Справа изображен Ваджрапани, Бодхисаттва Великого Могущества. Цвет тела — темно-синий, держит в правой руке золотой ваджр, стоит на лотосе и солнечном диске в огне мудрости. Эта триада — Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани символизирует собой Сострадание, Мудрость и Могущество всех Просветленных. Над всей группой, в глубоком синем небе изображен Будда Шакьямуни, Будда нашего времени. Слева от него — Дже Цзонхава, основатель школы Гелуг-па. Справа — Его Святейшество Далай Лама XIV.


Увеличить изображениее
Назад в галерею

Copyright © 2002-2005, Н. Дудко
 
в начало | галерея | история | фото | магазин | контакт
english version